«1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и...»
Советы педагога-психолога
Памятка родителям первоклассников
1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша
искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах,
серьезное отношение к его первым достижениям и возможным
трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его
нового положения и деятельности.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился
в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
"Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими - это в нашей власти" Плутарх.
У вас Событие - ваш ребенок впервые переступил порог школы. Как он будет успевать в школе, понравится ли ему быть учеником, как сложатся взаимоотношения с учителем, одноклассниками? Эти тревоги одолевают всех родителей, даже если в школу идет уже второй, третий или пятый ребенок.
Это естественно, поскольку каждый маленький человек - неповторим, у него свой внутренний мир, свои интересы, свои способности и возможности. И главная задача родителей совместно с педагогами - так организовать обучение, чтобы ребенок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир и, конечно, хорошо учился.
Воспитание в младшем школьном возрасте С первого школьного дня главным занятием в жизни ребенка на долгие годы становится учеба. Требования на данный момент к младшим школьникам довольно велики, и с каждым днем планку поднимают все выше и выше.
Наряду с повысившимися требованиями к выдержке и дисциплине ребенка важно также развитие уже имеющихся знаний, прилежания и желания учится. Правила, существующие в современных школах, таковы, что их может выполнить любой нормальный ребенок. Для развития личности ребенка очень важно, чтобы он продолжал выполнять какие-то поручения по дому. Аргументы родителей, освобождающих его от выполнения домашних дел, потому что малыш перегружен в школе, несостоятельны.
При всей необходимости привыкания детей к новой жизненной ситуации нельзя освобождать их от обязанностей по дому. Отказ от поручения ребенку выполнения этих обязанностей может не только усилить уже существующие у него проблемы привыкания к школе, но и создать новые! Если, например, ребенок дома не привык соблюдать порядок и дисциплину, то ему будет гораздо труднее привыкать к этому в школе.
Большое значение для сохранения той радости, которая бывает у детей, когда они только начинают свою учебу, имеет атмосфера, царящая в семье.
Хорошие отношения между всеми членами семьи положительно влияют на сохранение желания учиться у детей. Наряду со всеми другими стимулами для них очень важна радость матери, отца или похвала учительницы по поводу того, что он правильно выполнил то или иное задание. По чаще говорите своему ребенку, что вы его любите, это дает ему силы и желание стремиться и добиваться хороших результатов в учебе.
Имейте веру в вашего ребенка Иметь веру в детей не означает, что вы должны верить, что они всегда будут поступать правильно. Это означает принимать детей такими, какие они есть. Это значит, что они будут действовать соответственно своему возрасту в большинстве случаев - то есть что не всегда они будут готовить еду и стричь лужайку, как обещали. Вместо того чтобы расстраиваться по этому поводу и действовать неуважительно по отношению к ним, мы можем предвидеть это и использовать для мотиваций более приемлемые методы.
Вера в детей не означает, что они готовы к самостоятельности.
Им все еще необходимы ваша любовь, поддержка и помощь в обучении жизненным навыкам. Если мы верим, нам не нужно контролировать и наказывать их. Это дает нам терпение воспитывать их, применяя методы доверия, такие, как совместное решение проблемы, доведение дела до конца, семейные советы.
Задавая им вопросы “что, как и почему?”, мы помогаем детям учиться на своих ошибках. Наличие веры включает в себя прогнозирование предстоящей перспективы и знание того, что дети очень сильно меняются, что они не собираются остаться такими навсегда.
Вспомните все ошибки, которые вы совершили, будучи ребенком, включая те, о которых вы не хотели, чтобы узнали ваши родители. Разве вы не изменились к лучшему? Разве вы сейчас не ответственный и серьезный человек? Вера в детей означает, что с вашей любовью, поддержкой и жизненным опытом, который вы им передаете, они тоже вырастут ответственными людьми.
Особое время вместе
–  –  –
Поступление в школу для ребенка – это стресс. Очень много нового и непривычного видит он в школе. Особенность сегодняшних детей, пришедших в первый класс, – быстрая утомляемость. На первом уроке они откровенно зевают, на третьем – лежат на партах. Чем мы, взрослые, можем помочь ребенку? Прежде всего стоит помнить о старых и надежных способах поддержания здоровья первоклассника. Это соблюдение режима дня: сон не менее 10 часов в сутки, обязательно полноценное питание, физические упражнения. Оправданным будет ограничение просмотра телепередач до 30 минут в день. Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребенка длительные (до двух часов) прогулки на воздухе – не прогулка по магазинам, а прогулка в парке. С раннего утра настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему. Скажите: "Доброе утро", – и собирайтесь в школу без суеты.
а) Придя с ребенком в школу, постарайтесь обойтись без нравоучений, так как они ничего, кроме утренней усталости, не дают. А вот объяснить безопасный путь в школу ребенку необходимо. Безопасный, но не короткий.
б) Встречая ребенка в школе после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас, целых три часа. Терпеливо выслушайте его, похвалите, поддержите и ни в коем случае не ругайте – ведь пока еще не за что.
Что же делать, если появились первые трудности? Будьте щедры на похвалу, для первоклассника сейчас это очень важно. Замечание должно быть конкретным, а не касаться личности ребенка. Он не неряха, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок. Не делайте ребенку несколько замечаний сразу.
в) Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе.
Я не встречала родителей, которые бы обижались на своих детей за испачканные пеленки, а вот за испачканные тетрадки – сколько угодно. Хотя и в том и в другом случае период марания неизбежен. Ребенку не нужна позиция прокурора, которую так часто занимают родители: "Будешь переписывать пять раз, пока не получится хорошо!" Это недопустимо.
Пожалуйста, помните об этом.
Сегодня одна из главных задач школы – оздоровление ребенка, и потому в целях облегчения процесса адаптации первоклассника применяется ступенчатый режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки: в сентябре – 3 урока по 35 минут каждый, со второго полугодия – 4 урока по 35 минут.
Духовное и физическое здоровье первоклассника зависит от контактов со всеми, кто работает в школе. Невозможно не уважать учителя начальной школы, потому что он работает и живет жизнью своих ребят. Поддержите словом и делом своего учителя, помогите ему. Не спешите осуждать учителя, администрацию школы, не торопитесь категорично высказывать свое мнение о них – лучше посоветуйтесь: ведь все, что делается учителем, прежде всего делается на благо вашего ребенка.
Родителям первоклассников: как помочь ребенку учиться "Помогать или помогать? Сидеть рядом или не сидеть?" - такие вопросы непременно задают учителю на родительских собраниях. В самом начале обучения, пока первоклассник привыкает к школьным требованиям, усваивает необходимые навыки поведения, овладевает учебными умениями, он особенно нуждается в пристальном внимании, поддержке, ободрении, присутствии и контроле близких людей.
Чуть-чуть о самостоятельности Ни для кого не секрет - дети должны быть самостоятельными. Но, к сожалению, не все понимают, что такое самостоятельность. Конечно, это не бесцельное и бесконтрольное бегание по улицам, это не подготовка уроков, напрочь лишенная присмотра и заинтересованности взрослых.
А ведь в некоторых семьях обычным явлением бывает самоустранение родителей. "Проверяя" уроки, они молча берут протянутую ребенком тетрадь, молча просматривая написанное, словно не замечая старания или неаккуратности, ошибок и поправок, молча возвращают тетрадь обратно, не выразив ни ободрения, ни недовольства. А раз родители ничего не говорят, у ребенка создается впечатление благополучия, удовлетворенности взрослых его успехами.
Вдумчивое же и серьезное отношение родителей к школьным делам своего ребенка обязательно окупит себя. Взрослые быстро начинают распознавать, когда ребенок действительно может сам готовить уроки, когда он точно понимает задание и твердо знает, чего от него хотят.
Неизменной проверки требует на первых порах также и все, сделанное в группе продленного дня.
Если сравнив, вы увидели, что сын или дочь в школе занимается лучше, чем дома, знайте - это сигнал опасности - усердия ребенка хватит только на младшие классы. Насколько бы самостоятельным он ни был, как только осознает, что его работа никого не интересует, а достижения оставляют домочадцев равнодушными, он станет равнодушным и сам - так спокойнее.
Безусловно, в самом начале обучения, пока первоклассник привыкает к школьным требованиям, он особенно нуждается в пристальном внимании, ободрении, присутствии и контроле близких людей.
Возможные варианты Обычно любящие родители стараются приурочить к началу учебного года отпуск. Мама берет его в сентябре, папа - в октябре, глядишь и четверть закончилась, а там можно подумать и о продленке.
Иной раз в доме к этому моменту появляется братик или сестренка. Считается, что так мама сможет больше времени уделять своему первокласснику. Тоже вариант. Но он таит в себе много неожиданностей, сложностей, неизбежных волнений и хлопот. Сумеет ли женщина справиться? Не почувствует ли первенец себя одиноким, отверженным и забытым.
Всякая семья поступает по-своему. Главное - принять верное решение и действовать разумно, чтобы не оставить ребенка без внимания, но и избежать мелочной опеки.
Утро вечера мудренее Каждое утро пестрые вереницы детей стекаются к дверям школы. Среди этого говорливого потока особенно выделяются пары: большой и маленький. Чаще всего взрослые провожают учеников начальных классов. Замечательный обычай, доставляющий огромное удовольствие детям. Не отказывайтесь от него даже в том случае, если не надо переходить улицу. Несколько минут рядом с отцом или матерью - и ребенок чувствует значительность события, которое произошло в его жизни: он стал школьником. Вскоре ребенок поймет, что эта дорога не прогулка, а начало трудового дня.
Стремитесь максимально использовать утреннее время для полезного взаимного общения. Пусть оно станет для ребенка желанным. Поднимите настроение малыша, если он "встал не с той ноги", ободрите, если чем-то недоволен. Многое можно успеть по пути: повторить уроки, прочесть выученное вчера наизусть стихотворение, определить главную цель дня.
Если подсчитать, сколько драгоценных минут родители ежедневно тратят на нотации, указания, то окажется, что это ощутимая, если не основная, часть их соприкосновения с ребенком. На содержательные беседы, истинное общение времени не остается. А детская душа жадно требует именно этого.
Встреча встрече рознь Вспомните слова, которые произносятся чаще всего родители, когда их сын или дочь возвращается из школы. Конечно, вы угадали: "Какие сегодня оценки?" А вы попробуйте иначе. Встретив малыша в школьном вестибюле и направляясь к дому, спросите его: "Что сегодня на уроках было интересного?
Что тебе понравилось, а что огорчило?" Какой необъятный внутренний мир, неизведанный пласт жизни собственного ребенка вы обнаружите. Как трепетно и доверчиво раскроется перед вами его сердце.
Это дорогого стоит.
Дети любят похвалу, всегда стараются доставить радость родителям, но они должны быть уверены: их дела волнуют взрослых, заставляют близких беспокоиться и переживать. Вот и найдите повод похвалить ребенка. Пусть он почувствует удовлетворение от учебы, восторг от ощущения успеха.
Таким образом, конкретная помощь первокласснику складывается из нескольких вещей:
Непосредственного присутствия рядом с ними родителей;
Заинтересованности взрослых в учебном труде ребенка;
Постоянного контроля за его деятельностью.
От контроля к ответственности и самостоятельности В первые школьные дни лучше всего сесть за уроки вместе с ребенком, рядом, так, чтобы при необходимости, быстро остановить его руку: "Подожди, давай вместе подумаем!" Но проходит время, и взрослый отодвигается подальше.
Он все еще следит за каждым действием малыша, стараясь направлять и поправлять его, но уже не протягивает руку, а останавливает словом:
"Подожди, подумай".
Через пару недель, если все идет благополучно, взрослый отодвигается еще дальше, в другой конец комнаты, и "занимается своим делом" (читает книжку, вяжет, шьет), однако неуклонно продолжает наблюдать за поступками ребенка, давая точные задания и, проверяя результаты его работы через определенные промежутки времени. Для этого бывает достаточно произнести фразу: "Мне нужно прочитать статью, а ты пока напиши строчку и позови меня, я посмотрю". Или: "Реши четыре примера и дай проверить". Контроль чуточку отстранен, но ребенок настроен на добросовестную работу и знает, что должен ответить за ее качество. И если задание будет выполнено прилежно и аккуратно, это лучшее свидетельство появившихся у него новых качеств: старательности и ответственности.
Вы можете предложить ребенку написать половину упражнения или вычислить все примеры и внезапно выйти из комнаты, предоставить его самому себе. Ваше неожиданное отсутствие усилит степень ответственности школьника. Возможно, результаты подчас даже ухудшатся, не смущайтесь и не огорчайтесь. Если подобное и случится, беда невелика, просто придется на время вернуться к предыдущему этапу. Постепенно ребенок обязательно привыкнет к самостоятельной работе, и ваше присутствие вообще перестанет быть необходимым.
Однако следует иметь в виду, что слишком часто желания детей расходятся с их реальными возможностями и умениями. Поэтому поначалу родителям понадобится ежедневно все проверять, следить за записями в дневнике, мгновенно откликаясь на замечания, если конечно, таковые будут. И, безусловно, неуклонно стремиться к тому, чтобы подготовка к школе стала обязательной составной частью режима дня.
Помимо этого, желательна помощь родителей при организации рабочего места, планировании действий, продумывании их порядка и содержания.
Действенная помощь Ну вот, наконец, дети усвоили основные навыки поведения в школе, привыкли к новому образу жизни, приобрели первые знания и умения. Деятельность ребенка постоянно усложняется, а вместе с тем приходит необходимость предпринять очередной шаг в формировании мотивов учения. Теперь уже нельзя ограничиться контролем и поощрением, требуется действенная помощь родителей.
Помощь эта надобна первокласснику прежде всего для того, чтобы научиться работать именно так, как рекомендует учитель или учебник.
Посудите сами. Например, в учебнике ребенок прочитал такое весьма распространенное указание:
"Списать текст, вставить пропущенные слова и подчеркнуть мягкие согласные". На первый взгляд, обозначены три действия: списать, вставить, подчеркнуть. Если же присмотреться внимательнее, то увидишь, что за тремя названными действиями стоят и неназванные.
В действительности школьнику понадобиться проделать следующее:
2 - правильно устно разместить пропущенные слова;
3 - переписать упражнение, вставляя эти слова в текст;
4 - вспомнить, какие согласные называются мягкими;
5 - найти их в каждом слове;
6 - подчеркнуть.
Фактически ребенку предстоит распределить свое внимание между шестью разными действиями и правильно наметить их последовательность. Если эта очередность не ясна ему с самого начала, появляются ошибки, придется возвращаться назад, а то и переделывать задание. Время, затраченное на выполнение работы, существенно увеличится, в тетради появятся помарки, накопиться усталость, настроение испортиться.
Как помочь первокласснику?
Если вы замечаете, что ему трудно удержать в поле внимания все компоненты задания, действия ребенка нужно разбить на этапы.
Сначала спросите: "Подумай, с чего начнешь?" И пусть ребенок выполняет основную часть инструкции: переписывает текст, вставляя пропущенные слова.
Затем перейдите ко второму этапу, подсказав, что и здесь есть несколько шагов: надо вспомнить, какие согласные называются мягкими, найти слова, в которых они имеются, и подчеркнуть их.
Дайте ребенку возможность самостоятельно определить нужную последовательность действий и попытайтесь обосновать ее целесообразность. Позвольте ему самому решить, как удобнее: сначала найти слова с мягкими согласными, а затем подчеркнуть их или же находить и сразу подчеркивать.
На первых порах следите, чтобы ученик в процессе работы обязательно сопоставлял выполненные пункты с требованиями задания, а, закончив упражнение, еще раз проверил себя. Впоследствии такая очередность в действиях станет для него привычным делом.
Очень скоро вы с удовольствием убедитесь в благотворности подобной работы. Она не только скажется на самостоятельности и правильности подготовки уроков, поможет ребенку избежать обидных промахов, но и продвинет его в умственном развитии. Прибавьте к этому удовлетворение и гордость первоклассника, который сам спланировал необходимые действия, и сам проконтролировал их.
Как видите, без помощи взрослых первокласснику не обойтись.
Терпение, такт, выдержка и мудрость родителей помогут начинающему школьнику поверить в свои возможности, почувствовать радость первых завоеванных трудом успехов.
Похожие работы:
«Заика Виктор Михайлович ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Монография Краснодар УДК 37.037 ББК 74.4 З 17 Рецензенты Бисалиев Р.В., д-р мед. наук, Астраханский государственный технический университет Бекузарова Н.В., канд. пед. наук, Сибирский федеральный университет Заика Виктор Михайлович Технология формирования соревновательной надежности З 17 в процессе психолого-педагогической подготовки / В.М. Заика – Краснодар, 2014. – 174 с....»
«Отечественный и зарубежный опыт Деловые люди «третьего сектора», или как привлекают средства некоммерческие организации Опыт показывает, что существенные положительные сдвиги в социальной сфере чаще всего происходят благодаря инициативам «снизу», исходящим либо от людей, нуждающихся в поддержке, либо от специалистов, которые имеют желание и профессиональную подготовку для оказания адекватной помощи. Проводниками подобных инициатив не только на Западе, но с 90-х гг. прошлого столетия и в России...»
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ Е.И. Рогов, И.Г. Антипова, С.В, Жолудева, М.В, Науменко, И.А, Панкратова, Е.Е, Рогова, Н.Е. Скрынник, А.М, Шевелева Современная парадигма исследования профессиональных представлений Ростов-на-Дону Фонд науки и образования ББК Ю94я432 УДК 152.9 Р – 46 Научный редактор Доктор педагогических наук, профессор Е.И. Рогов Е.И. Рогов, И.Г. Антипова, С.В, Жолудева, М.В, Науменко, И.А. Панкратова, Е.Е, Рогова, Н.Е. Скрынник, А.М,...»
«399 УДК -313.2.091’06 Л. Б. Лавринович (Луцк, Украина) ВРЕМЯ В АНТИУТОПИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (на материале украинской и русской прозы конца ХХ – начала ХХІ веков) В статье речь идет о художественном времени русской и украинской антиутопии конца ХХ – начала ХХІ веков. На примере романов В. Лобова «Дом, который сумасшедший», Д. Глуховского «Будущее», Т. Антиповича «Хронос», Т. Толстой «Кысь» М. и С. Дяченко «Армагед-дом», А. Ирванца «Ривнэ / Ровно / Стена. Якобы роман» и В....»
«Микляева А.В.ПСИХОЛОГИЯ МЕЖВОЗРАСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СПб, 2014 УДК 159.9 ББК 88.5 М 59 Монография рекомендована к печати кафедрой психологии человека Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Рецензенты: Коржова Е.Ю., доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии человека Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Посохова С.Т., доктор психологических наук, профессор, первый проректор, проректор по научной...»
«ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ Джамалудинова Зульфия 3к 2гр ФПП ДГПУ г.Махачкала Ибрагимова Л.А., к.пс.н., доцент кафедры общей и педагогической психологии ДГПУ STUDY OF FEATURES OF SPIRITUAL VALUES IN TEENAGERS Dzhamaludinova Zulfiyya rd 3 year student, 2 group, DGPU Makhachkala Ibragimova L.A., PhD in Psychology, Associate Professor, Department of General and educational psychology DSPU Говоря о подростковом возрасте, В.А. Сухомлинский отмечает характерные для него...»
«УДД 372.4 ББК 74.100.54 Чекашова Анастасия Андреевна соискатель кафедра педагогики и психологии детства Челябинский государственный педагогический университет г. Челябинск Chekashova Anastasia Andreevna Applicant for a Degree Chair of Childhood Pedagogics and Psychology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Особенности мышления детей 3–4 лет с учетом индивидуальноличностного аспекта оздоровления средствами физического воспитания 3-4-Year-Old Children’s Thinking Specific Features...»
« Т. В. ГАЛКИНА (ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ РАН, МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ) Статья посвящена осмыслению новых и крайне актуальных проблем современного об щества, связанных с безопасностью психологического здоровья. Выделяются и описыва ются характерные особенности психологического здоровья человека и его связь с пове денческими...»
2016 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - Научные публикации»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
Рис. 7.1. Начальные этапы развития самостоятельности ребенка
Успехи ребенка, достигнутые на протяжении 3 лет, качественно меняют его поведение. Роль взрослого остается главной, но ребенок стремится действовать независимо от взрослого. Это приводит к противоречиям, которые разрешаются, если взрослый поддерживает стремление ребенка к самостоятельности (рис. 7.1).
Особенности осознания ребенком своего "Я" можно представить в виде схемы (рис. 7.2).
Рис. 7.2. Особенности осознания ребенком своего "Я"
Осознавая себя, ребенок сравнивает себя со взрослым:
он хочет быть таким, как взрослый;
он хочет выполнять такие же действия, как взрослый;
он хочет быть независимым и самостоятельным.
В определенный момент у ребенка является противопоставление своих желаний желаниям взрослого. Так возникает кризис 3 лет (табл. 7.1). Взрослый может сталкиваться с большими трудностями в общении с ребенком, с его упрямством и негативизмом.
Таблица 7.1 Кризис 3 лет
Симптомы |
Основные характеристики |
1. Негативизм ярко выражен |
Проявляется чаще: - в отношении не к предметной ситуации, а к человеку; - не просто в желании выполнять какое-то указание взрослого, а делать наоборот; - ребенок поступает наперекор и собственным ощущениям, впечатлениям и желаниям |
2. Упрямство как немотивированная настойчивость |
Ребенок добивается своего только потому, что он так захотел. Например, он отказывается идти домой с прогулки только потому, что не желает изменить свое решение |
3. Строптивость |
Постоянное недовольство тем, что предлагает взрослый, капризы по любому поводу. Ребенку ничего не нравится из того, что он делал раньше. Например, он проявляет нежелание идти с мамой за руку |
4. Своеволие |
Ребенок все хочет делать сам, борется за свою самостоятельность |
5. Бунт против окружающих |
Проявляется реже в следующих формах: Постоянные ссоры с людьми; Очень агрессивное поведение |
6. Обесценивание ребенком личности близких |
Ребенок называет близких бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Кроме того, он резко меняет свое отношение к игрушкам: замахивается на них, отказывается играть с ними |
7. Деспотичное подавление окружающих |
Ребенок убежден, что все должны удовлетворять его желания, ведет себя как маленький тиран. В противном случае устраивает истерики, пытается задействовать слезы. При этом: Появляется ревность, даже агрессия к младшим детям; Ребенок требует постоянного внимания к себе |
Ситуация. Во время разговора с внучкой Анечкой (3 года) бабушка похвалила ее. Вдруг девочка в ответ заявила: «Хочу бегать и кричать, как плохие мальчики», - и выжидательно посмотрела на
Какие черты личности ребенка проявились в разговоре?
Решение. Здесь проявился негативизм ребенка, спровоцированный желанием заявить о себе. Скорее всего, эта ситуация - порождениекризиса 3 лет.
Кризис 3 лет проявляется в трех сферах отношений ребенка:
отношение к предметному миру;
отношение к другим людям;
отношение к себе.
Ребенок все больше стремится к самостоятельности, не желает терпеть постоянную опеку взрослых, обижается на самые невинные замечания. У малыша отмечается обостренная чувствительность к своим действиям, которая проявляется в излишней стыдливости, застенчивости, смущении.
Например, Игорь не смог выполнить постройку из кубиков по просьбе мамы, засмущался, потом вывел маму из комнаты, вернулся и достроил постройку правильно.
Ребенка начинают тяготить его неумелость, неловкость, которые могут обнаружить другие люди. Зато малейший успех может вызвать бурную радость, хвастовство.
Например, Коля (2 года 8 месяцев) заявил своим родителям: «Я сегодня так устал! Я построил большой дом, помог Мише и Ване. Воспитательница сказала, что я хороший». В действительности ничего подобного не было, зато родители впервые похвалили Колю за хорошую постройку.
Протекание кризиса 3 лет зависит главным образом от отношения взрослого к ребенку.
Сохранение существующего (принятого) общения ведет:
к закреплению отрицательных черт поведения (негативизм, упрямство);
к охранению их на протяжении всего дошкольного возраста. Разумное поведение взрослого (последовательность, обязательность, уравновешенность и др.) ведет;
к предоставлению максимально возможной самостоятельности;
к смягчению проявления негативизма.
Помните! Притязания детей намного превосходят их реальные возможности.
Стремясь быть таким, как взрослый, ребенок хочет сам зажечь свет, сходить в магазин за покупками, сварить обед и т. д. Удовлетворить все его потребности нереально!
Удовлетворение потребностей ребенка возможно в игре, а для этого ему надо овладеть игровой деятельностью.
При правильно выстроенных взаимоотношениях (общении) в игровой деятельности период трудновоспитуемости проходит смягченно и сокращается.
Кризис 3 лет - явление субъективно трудное для самого ребенка и объективно трудное для близких ему взрослых.
Основная стратегия поведения взрослых
Главное, что необходимо сделать взрослому, - сохранить и обеспечить общее положительное отношение ребенка к самому себе. Если с чем-то он не справится - поддержите его желание добиться результата.
Например, взрослому можно сказать: «Ты уже так много умеешь делать. Я уверена, что и этому ты научишься. Смотри, как это делается. Попробуй еще раз». Отрицательная же оценка личности («Неумеха!») больно ранит его самолюбие. Постоянные упреки подавляют его инициативу, воспитывают неуверенность в себе, гасят любознательность. В случае неудачи необходимо подбодрить ребенка, внушить уверенность в своих силах. Нельзя сравнивать неудачи ребенка с успехами других детей, говорить ему: «Эх ты, у тебя не получается, а вот Вова давно это умеет делать». Дети очень ревниво относятся к похвале, звучащей из уст взрослого в отношении своих сверстников.
Нет нужды вступать в споры с ребенком, когда он упрямится, противопоставляет себя окружающим. Нужно помочь ребенку справиться с самим собой, чаще предоставлять ему право самомувыбирать, что и как он будет делать. Например, можно спросить: «Ты с правой или с левой ноги будешь надевать колготки?» - после чего ребенок серьезно принимает
Чтобы помочь малышу в сложной ситуации:
попытайтесь встать на его место;
почувствуйте его состояние;
выразите словами его состояние.
Воспитывайте у себя эмпатию, ее проявление в отношении ребенка будет ему большим подспорьем при разрешении различного рода проблем.
Чем тактичнее и гибче взрослые, тем меньше они жалуются на упрямство и негативизм детей.
Матери, считающие детей упрямыми, имеют:
индивидуалистическую направленность;
фиксируются на своей точке зрения, не обладают эмпатией;
возбужденно реагируют на любые проблемы во взаимоотношении с ребенком;
не обладают достаточным воображением и гибкостью ума.
Упрямство детей существует вместе с потребностью родителей обязательно добиться беспрекословного подчинения детей.
Собственные неурядицы родителей, их дурной характер ухудшают обстановку в семье, предопределяют их постоянные обиды на своего ребенка. Они без конца повторяют ему, что «он должен», что «ему покажут, как не слушаться» и т. д. В ответ на подобные обращения ребенок отвечает естественной реакцией упрямства. Поэтому старайтесь:
не драматизировать кризисную ситуацию;
смягчайте конфликтные моменты, внося в них долю юмора;
уважайте запросы ребенка;
внимательно слушайте его вопросы и отвечайте так, чтобы ребенок чувствовал вашу заинтересованность его делами;
неприятные процедуры (например, одевание) переводите в увлекательную игру.
Ситуация. Кризис 3 лет выражен более ярко, чем кризис 1 года, и доставляет больше хлопот.
Отметьте возможные причины большей выраженности кризиса 3 лет.
Решение. По-видимому, это связанно с тем, что к концу раннего детства ребенок становится намного самостоятельнее, чем раньше. Он менее зависим от взрослого, имеет достаточно устойчивую самооценку, позволяющую отстаивать свои права.
Вопрос. Как должно быть организовано общение во время кризиса 3 лет?
Ответ. Трехлетние дети не только забавные и смышленые карапузы, но и самостоятельные личности. Кризис 3 лет считается самым ярко выраженным.
В 3 года ребенок начинает общаться с большим количеством людей. Его детская непосредственность может обернуться и агрессивностью. В связи с этим важно донести до ребенка мысль, что обижать никого нельзя, а при проступке научить его искренне просить прощения («Извините»).
В этом возрасте у ребенка обостряется чувство собственности. Но не торопитесь обозвать его «жадиной». Научите малыша делиться с другими: «Вот тебе синий совочек, а красным я хочу играть». С другой стороны, важно воспитать у ребенка чувство собственности, иначе, когда он вырастет, он будет идти на поводу у более настойчивых детей.
В 3 года ребенок должен знать, что у взрослых, мамы и папы есть своя территория и своя собственность. В то же время и сам ребенок должен иметь и свою территорию, и свою собственность. Он должен иметь в своем распоряжении:
время, которое он сможет потратить только на себя;
вещи, которыми он не захочет делиться никогда и ни при каких условиях.
Ребенок должен помнить определенный свод правил, нарушать которые нельзя нигде и никогда. Примерами таких обязательных законов можно считать, например, такие:
нельзя подходить к горячим предметам;
нельзя разговаривать с посторонними и т. п.
В общении с трехлетними следует вести себя очень корректно, уважая их мнение и выбор. Планируя игры с ребенком, надо ставить перед ним лишь посильные задачи, иначе могут возникнуть обида, неуверенность («У меня все равно ничего не получится»).
Наконец, взрослым не следует забывать, что этот возраст хорош для начального обучения. Ребенок может легко запоминать стишки, скороговорки, песенки, с удовольствием слушать музыку, подолгу рисовать.
Ситуация. Катя (2,5 года), собираясь на прогулку, долго не могла застегнуть кофточку, но от помощи мамы категорически отказывалась. Мама, невзирая на протесты дочери, все же помогла Кате одеться. Девочка после этого со слезами заявила: «Все равно я сама», - и вновь расстегнула свою кофточку. Так как это произошло не впервые, мама задумалась: «Чем это может быть вызвано и как же мне теперь быть?».
Как должна была поступить мама?
Решение. Возникшая ситуация тесно связана с кризисом 3 лет. Ребенок стремится к самостоятельности и не терпит опеки взрослого. Маме желательно было бы предоставить девочке больше самостоятельности в выборе. Например, она могла бы предложить дочери: «Давай ты застегнешь верхнюю пуговицу, а я - нижнюю».
Ситуация. Юля (2,5 года) одевалась, перед тем как идти прогулку, очень медленно. На замечания воспитательницы девочка никак не реагировала.
По дороге домой мама обратила внимание на необычное состояние дочери: та молчала, выглядела очень расстроенной. После долгих расспросов девочка, глотая слезы, прокричала: «Ты ей скажи, своей воспитательнице, что я не копуша, вот!»
С чем связана такая ситуация?
Решение. Подобная ситуация соответствует поведению ребенка в период кризиса раннего возраста, когда ребенок обижается на самые невинные замечания. Обычные слова, с точки зрения взрослого, нанесли Юле душевную травму, вызвали острую обиду.
Ситуация. Петя (3 года) увлеченно возводит из кубиков какое-то сооружение. Входит мама и предлагает сыну пойти на прогулку. Несмотря на то что мальчик очень любит гулять, от прогулки он отказывается и вновь погружается в свою игру. Мама очень удивлена.
С чем может быть связана данная ситуация? Каким должно быть поведение мамы?
Решение. Это связано с непредсказуемостью поведения в раннем возрасте. Мама не поняла состояния сына. Она должна была спросить, что он строит, порадоваться успехам сына, узнать, как долго он собирается строить и не пора ли сделать перерыв для прогулки.
Ситуация. Миша (3 года) строит какое-то сооружение из кубиков. Мама, пытаясь помочь сыну, подсказывает, куда он должен поставить следующий кубик. В ответ на это Миша бурно протестует, возмущается непонятливостью мамы.
Что должна делать мама в подобных ситуациях?
Решение. Ребенку еще трудно воплотить свой замысел в слова, сложно толком объяснить, чего он хочет, что пытается сделать. И если взрослый не понимает, чего хочет ребенок, вмешивается, то у малыша возникает бурный протест, проявляется возмущение непонятливостью взрослого. Взрослый должен предоставить инициативу и самостоятельность ребенку, присоединиться к осуществлению его замысла, постоянно спрашивая: «Что дальше будем делать?».
Ситуация. Говорят, что нельзя идти на поводу любых желаний ребенка. Если позволить ему при помощи истерики добиваться цели, то это станет устойчивой формой поведения.
Как должен вести себя взрослый?
Решение. Нужно сдерживать себя, сделать вид, что вас не волнует истерика. Ребенок быстро поймет, что, даже с визгом падая на пол, он таким способом ничего не добьется. Если же в момент истерики взрослый будет увещевать ребенка или накажет его за это, то положительного результата достичь не удастся. Ребенок, находящийся в состоянии аффекта, непроницаем для разумных доводов. Гнев и наказания только подстегнут продолжение истерики.
Игрушка как средство развития общения ребенка в раннем возрасте
Ребенку раннего возраста игрушки, разумеется, по-прежнему необходимы.
Игрушки позволяют ребенку исследовать мир, складывать и проявлять свои творческие способности, выражать чувства, учат общаться и познавать себя.
Действия ребенка |
Действия взрослого |
1. Соотносящие. Цель: приведение предметов (их частей) в определенные пространственные отношения. Предпочитаемые игрушки - сборно-разборные (пирамидки, вкладыши и др.). Они подбираются с учетом формы, величины, цвета, располагаются в определенном порядке. Напомним, что в младенчестве манипуляции предметами происходили без учета их свойств |
Руководит общением в процессе действий ребенка с игрушкой: - показывает и объясняет действия; - побуждает к действиям; - вселяет уверенность; - создает положительные эмоции; - оценивает |
2. Орудийные. Цель: употребление одних предметов (орудий) для воздействия на другие предметы. Способ потребления орудий зафиксирован в их устройстве: ложкой - едят, карандашом - пишут, лопаткой - копают и т. п. |
В общении знакомит с миром простых вещей: - что каждый предмет для чего-то существует; - что использовать предмет надо по его функциональному назначению |
3. С полифункциональными предметами (палочками, шишками, камешками и т. п.). Цель: замещение отсутствующих предметов. Например, палочкой можно замещать ложку, термометр |
В общении: - развивает воображение; - развивает знаковую функцию сознания |
Действия ребенка |
Действия взрослого |
4. С игрушками (куклами, зайками, мишками и т. п.). Цель: ребенок учится подражательным действиям: - качать, купать куклу, возить ее на коляске; - идентифицировать (отождествлять) себя с куклой; - проявлять заботу о кукле; - сопереживать игрушке |
В общении создает игровые ситуации, в которых надо проявить заботу, сопереживать игрушке. Например, вместе с ребенком гладит куклу Алену, обнимает ее, укладывает спать и т. д. Важно показать оценива ющее отношение. Например, спросить: "Ты ведь любишь Алену?" |
С помощью игрушек и других предметов ребенок совершает действия различного вида, необходимые для овладения предметной деятельностью,
Рис. 7.3. Роль взрослого в обучении ребенка игровым действиям
Выбор игрушки - дело серьезное, поскольку она может быть с человеком долгие годы. Поэтому игрушка должна быть красивой и приятной на ощупь. Тем более что в будущем она может стать доверительным другом ребенку. С малышом 2-3 лет можно разыгрывать сюжеты, используя машинки, кубики, конструкторы. Каждое прочитанное ребенку стихотворение можно
В 2-3 года игровая деятельность ребенка постоянно развивается (рис. 7.4).
Рис. 7.4. Развитие игровой деятельности с возрастом
Ситуация. Папа с Петей (3 года) чинят сломанную машинку.
Как использовать эту (или подобную) ситуацию для развития правильной речи ребенка и для того, чтобы у ребенка укрепилось желание общаться с отцом?
Решение. Папе нужно доброжелательно, эмоционально, в позиции «на равных» разговаривать с ребенком, обозначать словами свои действия: «Ну что, как будем чинить? С помощью отвертки?».
Сын повторяет несколько раз за папой: «Закручиваем болтик отверткой!». В конце концов, каждый остается довольным: сын - отремонтированной машинкой, папа - своим помощником.
Вопрос. Как организовать общение с трехлетним ребенком при совместном рассматривании картины «Дети на прогулке»?
Ответ. Сначала взрослый сам составляет рассказ по картинке, вызывая положительно-эмоциональное отношение к ней. Затем побуждает ребенка отвечать на вопросы типа: «Что делают дети?», «Во что они одеты?», «Какое время года изображено на картине?», «Как ты это определил?» и т. д.
Вопросы взрослый ставит таким образом, чтобы ребенок использовал известные ему слова, падежные окончания. В то же время взрослый знакомит ребенка с новыми для него словами.
Ситуация. Для ребенка раннего возраста характерны стереотипность поведения, негибкость, некоторый «консерватизм».
Решение. В общении с ребенком взрослый должен предварительно настроить его на новый предмет (в данном случае на новую кофточку). Это позволит снять напряженность отношений, малыш успокоится и легко выполнит предложенное взрослым действие, наденет новую одежду. Общение войдет в привычное русло.
Для развития самостоятельности лучше побуждать ребенка к действию, используя ситуацию выбора.
Итак, взрослому в общении с ребенком раннего возраста необходимо иметь в виду:
постоянство предмета;
постоянство времени, последовательность событий;
постоянство ритуалов (делать так, как принято) и др.
Общение малышей со сверстниками
Чем раньше вступает ребенок в общение с другими детьми, тем лучше это сказывается на его развитии и умении адаптироваться к обществу. Неумение малыша налаживать контакты со сверстниками существенно затрудняет привыкание его к новым социальным условиям.
Как ребенок научится ладить со сверстниками в детстве, так и будет поддерживать отношения с родными в семье, со знакомыми, с сослуживцами на работе. Взрослый должен помогать детям в налаживании контактов друг с другом.
Правильно организованное общение:
обогащает детей впечатлениями;
является источником разнообразных эмоций;
учит сопереживать, радоваться, сердиться, стоять за свои права;
помогает преодолеть робость;
способствует становлению личности;
формирует представление о другом человеке - ровеснике;
начинает развивать способность пониматьдругих людей;
подготавливает к последующему общению со сверстниками.
Общение со сверстниками также имеет свой онтогенез. М. И. Лисиной выделены несколько его этапов.
Эмоционально-практическое общение (2-4 года) основано на подражании, совместной деятельности, ярких эмоциях. Основные средства общения на этом этапе - локомоции и экспрессивные движения. В сверстнике дети этого возраста обычно видят самих себя, а его индивидуальных особенностей не замечают. Наблюдения за 12-месячными младенцами показывают, что никто из них практически не обращает внимания на других детей. В 18 месяцев эпизоды сотрудничества случайны, но уже есть, а в два года практически все дети способны к сотрудничеству.
Ситуативно-деловое общение (4-6 лет). В этот период наблюдается расцвет ролевой игры, и внимание ребенка начинают привлекать сверстники. Главное содержание общения - деловое сотрудничество, начинают проявляться конкурентное начало и соревновательность.
Внеситуативно-деловое (6-7лет). На этом этапе становится возможным «чистое» общение, когда дети могут разговаривать без действий. Начинают проявляться сопереживание, бескорыстная помощь, которая знаменует собой начало появления дружбы.
В школьном возрасте социальная ситуация развития ребенка вращается вокруг учебной деятельности, поэтому круг значимых взрослых расширяется за счет включения в него учителей. Дружба со сверстниками во многом определена отношением со стороны учителя.
В подростковом возрасте ситуация радикально меняется: резко возрастает авторитет группы ровесников, а мнение старших надолго отходит на второй план.
Зрелое общение взрослых людей характеризуется децентрацией (способностью принять позицию другого, не сливаясь с ней), ответственностью,личностным отношением к собеседнику и уважением его индивидуальности. Зрелое общение свободно от объектных манипулятивных тенденций и является условием и проявлением способности человека к личному росту и самоактуализации (Э. Фромм). Возрастные трансформации характера общения детей между собой, его особенности представлены ниже (табл. 7.3).
Таблица 7.3 Изменение общения детей со сверстниками с возрастом
Возраст ребенка |
Характеристика общения |
1. Малыши предпочитают разглядывать картинки, где изображены люди, и особенно дети. 2. Проявляется интерес к сверстнику как к интересному объекту исследования, в связи с чем он может: - толкнуть другого; - сесть верхом на другого; - с любопытством разглядывать упавшего ребенка; - дергать его за волосы и т. д.; - какое-либо действие с игрушки перенести на сверстника. 3. Сверстник выступает для ребенка: - как интересная игрушка; - как некое подобие его самого |
|
До 1,5 лет |
1. Малыши могут спокойно заниматься каждый своим делом (своей игрушкой), например играть в одной песочнице, изредка поглядывая друг на друга. При этом они смотрят обычно на руки сверстника, наблюдают, как он играет. 2. Присутствие поблизости сверстника активизирует ребенка. 3. Сверстники могут обмениваться игрушками, правда, они с радостью берут чужие и с трудом отдают свои |
1. Интерес к сверстнику ярко выражен. Увидев ровесника, малыш прыгает, кричит, визжит, причем такое «баловство» носит всеобщий характер. 2. Хотя малыши получают большое удовольствие от совместных игр, но появившаяся в поле зрения игрушка или подошедший взрослый отвлекают детей друг от друга |
|
Общение со сверстниками начинает занимать все большее место в жизни детей (рис. 7.5). Это связано с тем, что формируется представление о другом человеке - ровеснике |
Рис. 7.5. Содержательное общение со сверстниками (к 3 годам)
Общаясь на равных, дети:
стремятся заинтересовать собой;
изобретают разные способы привлечения к себе внимания;
демонстрируют друг другу свои умения;
чутко отзываются на любое действие сверстника;
стремятся сравнить действия другого со своими - сверстник в этом смысле выступает как своеобразное зеркало, в котором малыш видит свое отражение.
Поэтому общение является мощным средством развития самосознания и формирования правильного представления о себе.
Ситуация. Аня, увидев у подружки колготки с яркой заплаткой в виде яблока, разорвала свои и попросила маму зашить их так же.
Что же произошло?
Решение. Эта ситуация характеризует то, как малыши стремятся проявить интерес к другому ребенку и как хотят вызвать у него интерес своей персоной.
С какого момента надо учить детей общаться?
Это надо делать тогда, когда ребенок начнет проявлять интерес к другим детям. При этом необходимо учесть, что внимание к сверстнику часто сочетается с отношением к нему как к интересному объекту. Дети предпочитают общаться с теми, кто лучше их понимает (рис. 7.6).
Рис. 7.6. Роль взрослого в организации и обучении общению
Вопрос. Как влияет развитие речи ребенка на характер общения со сверстниками?
Ответ. Правильно говорящий, умеющий играть малыш обычно хорошо понимает своего ровесника и быстрее вступает с ним в контакт.
Задание. Понаблюдайте за процессом адаптации ребенка к новым условиям в группе. Обратите внимание:
на действия малыша с игрушкой, на их длительность, разнообразие, на сосредоточенность ребенка на игре;
на реакцию его после предложения взрослого поиграть, на характер этой реакции;
исследует ли он новые игрушки и как проявляется при этом его интерес;
обращается ли за помощью к кому-либо при неудаче.
Задание. Понаблюдайте, испытывает ли малыш потребность в общении со сверстниками. Проанализируйте особенности его поведения по плану.
Внимание и интерес к сверстнику, как он рассматривает сверстника, его лицо, фигуру, действия и т. д.
Эмоциональное отношение к сверстнику, отмечается ли проявление удовольствия от встречи и контакта, насколько глубоко ребенок сосредоточен на том, что делает сверстник.
Желание и умение ребенка отвечать на адресованные ему действия, чувствительность к инициативе сверстника.
Задание. Понаблюдайте за поведением детей в ситуации ссоры:
из-за игрушек;
из-за желания сесть ближе к воспитательнице;
из-за чего-то другого.
Вопрос. С какого момента надо учить детей общаться? Какая роль в этом процессе принадлежит взрослому?
Ответ. Детей нужно учить общаться с тех пор, как начнет проявляться интерес друг к другу. Внимание ребенка к другим детям обычно совмещается с отношением его к сверстникам как к интересным объектам. Главная роль в этом процессе принадлежит взрослому.
Ситуация. Два малыша 3 лет радостно общаются друг с другом. Как могут повести себя дети, если взрослый поместит между ними игрушку (например, машинку)?
Дайте психологическое обоснование своему ответу.
Решение. Общение в данной ситуации прекратится, поскольку игрушка выступит в роли яблока раздора, нарушит гармонию взаимоотношений. Появление игрушки провоцирует ситуацию борьбы между детьми за привлекательную вещь.
Ситуация. В исследованиях Л. Н. Галигузовой, Е. О. Смирновой детям 1,5 лет показывали разные изображения. В первом случае на экране появлялась улыбающаяся женщина, потом - игрушки, животные, а в заключение - лицо смеющегося маленького ребенка.
Спрогнозируйте реакцию детей на эти три группы картинок. Какие изображения будут для ребенка предпочтительными?
Решение. На все картинки дети живо реагируют. Они радостно улыбаются, смеются, называют то, что видят. Это неудивительно, ведь взрослый человек является центральной фигурой в жизни ребенка, да и игрушки всегда вызывают у него живой интерес.
Дети в возрасте 1-3 лет предпочитают разглядывать людей, а среди людей особое внимание вызывает сверстник. Такая притягательность объясняется тем, что малыш видит в нем самого себя: разглядывая лицо, мимику, одежду ровесника, малыш как бы видит себя со стороны. Даже годовалые малыши, еще не умея выразить словами свое отношение к сверстнику, внимательно разглядывают его изображение.
Ситуация. Дети 2-3 лет, общаясь друг с другом, часто ссорятся, жалуются друг на друга.
Каковы возможные причины ссор?
Определите предполагаемую тактику поведения взрослого.
Решение. Детские ссоры могут возникать в связи с тем, что:
дети в данном возрасте еще не знают правил общения друг с другом;
они не умеют выразить свое состояние словами;
они не могут ждать, когда другой ребенок удовлетворит свои потребности.
Чтобы свести к минимуму риск возникновения спорных ситуаций, должно быть достаточное количество одинаковых игрушек. Расположить эти игрушки необходимо так, чтобы дети смогли их видеть. Также желательно, чтобы, играя, дети не мешали друг другу. Важно приучать ребенка выражать свои мысли словами, показывать ему примеры совместных действий. Если кто-то из малышей плачет, то следует привлечь к нему внимание всех детей, выразить сочувствие на словах и действиями, успокоить малыша легким поглаживанием, пошептать ему на ушко ласковые слова, привлечь его внимание к другим игрушкам.
Ситуация. Иногда в группе бывают дети, которые кусаются, бьют других, то есть явно выражают агрессивность. Подобное поведение проявляется в отношении как взрослых, так и детей, игрушек.
Объясните возможные причины подобного поведения, дополнив причины, указанные в решении предыдущей ситуации.
Решение. Помимо указанных в ответе на предыдущую задачу причин, необходимо обратить особое внимание на то, что агрессивность ребенка может быть связана и с фрустрирующими моментами, и как результат подражания агрессивным действиям своих родителей или его старших братьев, сестер.
Ситуация. Многие родители считают, что недостатки детского произношения исправляются практикой и заставляют детей по 100 раз в день твердить: «Наташа - каша» или распевать: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку!».
Правильны ли действия родителей?
Решение. «Это абсолютно неправильно!» - предостерегает логопед Л. Г. Киктенко. Она считает, что родители могут сами помочь ребенку:
если малыш одни согласные звуки меняет на другие (допустим, вместо «Ш» у него получается «С», вместо «Л» - «В»);
когда правильный звук в речи ребенка изредка все-таки появляется, но пропадает в сочетании с другими согласными;
если он путает твердые и мягкие согласные, например смягчает согласные «Л», «Т» там, где это не требуется, либо, наоборот, не умеет произносить их мягко;
если тот заменяет звонкие согласные на глухие («Д» на «Т», «Б» на «П», «В» на «Ф»).
Следует обратиться к логопеду, если малыш:
высовывает язык во время речи, говорит «смазанно», спотыкаясь;
неправильно произносит многие звуки.
Если ваш малыш не справляется со свистящими звуками «С», «З», «Ц», то можно воспользоваться уроком логопеда Л. Г. Киктенко, опубликованном в журнале «Здоровье» 1 .
1 Киктенко Л. Г. Обучение в игре с помощью логопедической сказки // Здоровье, 1999. - № 10. - С. 75.
Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.
Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое. Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным, в зависимости от возраста ребенка.
Обычно самостоятельность понимают примерно так: "это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью"; "это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия"; и тому подобное. Но все эти определения практически не применимы к маленьким детям — 2-3-х лет или дошкольникам, хотя и у них мы можем наблюдать некоторые навыки самостоятельности. Если говорить о маленьких детях, то к ним более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: "это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых".
Специалисты определяют самостоятельность таким образом:
- умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
- умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
- умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
- умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
- умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
- умение переносить известные способы действий в новые условия.
Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано. Давайте отметим наиболее важные этапы и возрастные периоды для становления этого важнейшего человеческого качества.
Этапы становления
Прежде всего, это ранний возраст. Уже в 1-2 года у ребенка начинают появляться первые признаки самостоятельных действий. Особенно ярко стремление к самостоятельности проявляется в 3 года. Существует даже такое понятие, как кризис 3-х лет, когда ребенок то и дело заявляет: "Я сам!". В этом возрасте он все хочет делать сам, без помощи взрослого. Но на этом этапе самостоятельность является лишь эпизодической характеристикой детского поведения.
К концу этого периода самостоятельность становится относительно устойчивой особенностью личности ребенка.
Подростковый возраст — когда ребенок отделяется от родителей, стремится к независимости, самостоятельности, "хочет, чтобы взрослые не лезли в его жизнь".
Как видим, предпосылки развития самостоятельности складываются в раннем возрасте, однако лишь начиная с дошкольного возраста, она приобретает системность и может рассматриваться как особое личностное качество, а не просто как эпизодическая характеристика детского поведения.
К концу подросткового возраста при правильном развитии самостоятельность формируется окончательно: ребенок не просто умеет что-то делать без посторонней помощи, но и брать ответственность за свои поступки, планировать свои действия, а также себя контролировать и давать оценку результатам своих действий. Подросток начинает осознавать, что самостоятельность не означает полной свободы действий: она всегда удерживается в рамках принятых в обществе норм и законов, и что самостоятельность — это не любое действие без посторонней помощи, но действие осмысленное и социально приемлемое.
Если говорить о воспитании самостоятельности, то, исходя из разных возрастных этапов, можно дать следующие рекомендации родителям.
Ранний возраст
- Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно! Конечно, Вы можете одеть ребенка быстрее, чем он сделает это сам, или накормить его, не испачкав одежду и все вокруг, но тогда Вы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка.
- Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит Вас об этом. Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия. Но родителям при этом следует быть разумными! Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит об этом.
- Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте ребенок очень часто повторяет: "Я сам!". Важно не препятствовать ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумного), всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий. Очень часто родители на неумелые попытки своего чада что-то сделать самостоятельно реагируют так: "Не мешай!", "Отойди", "Ты еще маленький, не справишься, я сам(а) все сделаю" и т.д. Старайтесь давать ребенку возможность попробовать свои силы. Хочет он помыть пол, — дайте ему ведерко и тряпку. Вам потребуется потом всего несколько минут, чтобы незаметно убрать за ним лужи, образовавшиеся в результате его труда, но зато у ребенка будут формироваться навыки не только самостоятельности, но и трудолюбия. Хочет он постирать свой носовой платочек? Позвольте ему сделать это. Ничего страшного, если потом Вам придется перестирать его, ведь в данный момент не столь важен конечный результат. Поддерживайте ребенка и одобряйте его действия — ведь он так нуждается в этом. Главное не делать предметом насмешек его неумелые попытки. Ведь от малыша порой требуется очень много усилий для того, чтобы сделать то, что взрослому кажется простым и несложным. Если у ребенка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.
Дошкольный возраст
- В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.
- Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно, возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-таки они есть. Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более дошкольник, в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним питомцем и др.
- Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).
- Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.
- Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.
Подростковый возраст
Родителям детей-подростков приходится учиться "отпускать" своих детей, избавляться от привычки руководить их жизнью. Известные зарубежные специалисты по работе с родителями подростков, супруги Байярд рекомендуют использовать программу из трех шагов, которая помогает ребенку стать более самостоятельным и ответственным.
- Первый шаг: необходимо составить полный список того, что задевает, беспокоит Вас в поведении Вашего ребенка. Нужно написать то, что беспокоит и задевает именно вас, а не семью в целом или других людей.
- Второй шаг: когда список будет готов, необходимо выделить то, что имеет определенные последствия для ребенка, но никак не влияет на Вас. Допустим, Вас беспокоит то, что подросток не хочет учиться дальше в школе, а после 9-го класса планирует уйти в колледж, а Вам очень хочется, чтобы он стал дипломированным специалистом и имел высшее образование. Но это влияет, прежде всего, на жизнь Вашего ребенка. Исключайте эти пункты из своего списка и включайте их в перечень того, что должно заботить теперь вашего ребенка. Но вы можете оставить в списке те пункты, которые имеют отношение непосредственно к Вам. Например, Ваш ребенок стал хуже учиться, скатился на тройки, хотя раньше был хорошистом. Это, прежде всего, его дело, за которое ему придется нести ответственность. Но если из-за этого Вас вызывают в школу, и вам приходится выслушивать разные неприятные вещи о его учебе и поведении, то это касается и Вас тоже.
- Третий шаг. Теперь у вас есть перечень тех поступков ребенка, которые влияют на Вашу жизнь. Вот с ними и нужно работать. Для этого, во-первых, откажитесь от собственной ответственности за эти пункты. Во-вторых, выработайте в себе доверие к тому, что ваш ребенок может сам принимать правильные решения во всех этих случаях. Дайте ребенку понять и почувствовать это ваше доверие.
Татьяна Волженина,
детский психолог
Комментировать статью "Советы родителям детей всех возрастов"
30 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ МАЛЬЧИКОВ 1. Все делать для того, чтобы у сына был полноценный отец. Если у женщины никак не получается совместная жизнь с мужчиной, но он не обременен серьезными нравственными пороками и вредными привычками, всецело способствовать интенсивным контактам сына с отцом и его родственниками 2. Беречь авторитет окружающих мужчин, не подрывать его почем зря пренебрежительными репликами и грубыми окриками, особенно по незначительным поводам. 3. Всячески поощрять общение с...
Для родителей детей дошкольного возраста и первоклассников – семейный образовательный пикник, а для родителей тех, кто постарше, пройдут психологические мастер-классы, где психологи Высшей школы экономики дадут ценные советы всем, кому предстоят экзамены, а...
Сеть интернет на сегодняшний день стала популярной. Очень редко можно найти людей, которые не пользуются интернетом. Благодаря его появлению, появилась возможность общаться в социальных сетях со многими людьми и, не зависимо от их местоположения, размещать фото, видео и другую информацию, чтобы рассказать о своей жизни. Некоторые родители даже делают своим маленьким детям странички в соцсетях. Как сообщает Global Look Press, ученые из Мичиганского университета говорят, что своим таким...
Нормы сна имеют большое значение в полноценном развитии детей. Эта статья ознакомит вас с рекомендуемыми нормами сна для детей в разные возрастные периоды. Каждое живое существо должно спать. Это является основой раннего развития мозга. Циркадные ритмы, или циклы сон-бодрствование, регулируются светом и тьмой, и эти ритмы требуют времени для формирования, в результате чего режим сна новорожденных становится нерегулярным. Ритмы начинают развиваться примерно в шесть недель, и от трех до шести...
Воспитать ребенка как? Ушинский Константин Дмитриевич
О стремлении детей к самостоятельности
Кто наблюдал над детьми, тот знает, что дитя счастливо не тогда, когда его забавляют, хотя оно и хохочет, – но тогда, когда оно совершенно серьезно занимается увлекающим его делом. К кому дитя больше привяжется: к тому ли, кто его смешит и лакомит, или к тому, кто сумеет давать ему увлекательную работу? Какую игрушку предпочитает дитя: ту ли, которая тешит его блеском, звоном и яркими красками, или ту, которая дает посильную, но самостоятельную деятельность его душе? И заметьте, что после веселья дети непременно скучают и что за сильным смехом почти всегда следуют слезы, тогда как самостоятельная деятельность оставляет душу в нормальном, здоровом состоянии. Из этих наблюдений, делаемых всеми педагогами, мы вправе вывести, что в душе дитяти сильнее всего высказывается стремление к самостоятельной деятельности.
Из тесной связи этого стремления с основным стремлением к душевной деятельности мы уже можем вывести всю необходимость воспитывать это стремление правильным образом, и при этом с самых ранних лет, так как оно проявляется в ребенке с первых дней его жизни. Только та деятельность дает счастье душе, сохраняя ее достоинство, которая выходит из нее самой, следовательно, деятельность излюбленная, деятельность свободная; а потому, сколько необходимо воспитывать в душе стремление к деятельности, столько же необходимо воспитывать в ней и стремление к самостоятельности или свободе : одно развитие без другого, как мы видели, не может подвигаться вперед.
Самостоятельная деятельность не появляется потом, с возрастом, но зерно ее коренится в свободной воле человека, рождающейся вместе с душою, и этому зерну должно дать и время, и сферу для развития. Вот почему воспитатель по временам должен отступать от ребенка и совершенно предоставлять его самому себе. Зерно самостоятельности скрывается глубже в душе дитяти, чем может проникнуть туда воспитание, и самые попытки туда проникнуть могут только помешать развитию зерна. Воспитание может много, но не все.
Из книги Законы счастливой семейной жизни. Книга пятая. автора Торсунов Олег ГеннадьевичЛюбовь, основанная на стремлении к власти и престижу В нашей жизни существуют грубые и тонкие мотивы в достижении материального счастья. При вступлении в брак более тонкие мотивы привносят в семейную жизнь несколько больше стабильности и гармонии, чем грубые. Веды
Из книги Что Вам мешает быть богатым автора Свияш Александр ГригорьевичЛюбовь, основанная на стремлении нести своим поведением мир, счастье и прогресс Начиная с этого раздела, мы будем говорить о более возвышенных типах отношений между мужчиной и женщиной, реально позволяющих сжигать грехи и способствующих увеличению счастья
Из книги Аутотренинги автора Красоткина ИринаЛюбовь, основанная на стремлении обрести совершенство Чистая гармония, возникающая при знакомстве на уровне горлового, лобного или макушечного психических центров может проявиться только у тех молодых людей, которые с самого детства имели склонность серьёзно и
Из книги Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка автора Круглова Наталья Федоровна3.6 Будьте разумны в стремлении к свободе Гениальное произведение и дурак поймет Но ведь совершенно иначе! С.Елец В предыдущем параграфе мы выдвинули тезис: чем меньше у человека идеалов, тем легче ему адаптироваться к окружающей реальности и достичь своих целей. И
Из книги Игры, в которые играют люди [Психология человеческих взаимоотношений] автора Берн ЭрикСТРАХ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ Он уходит своими корнями в раннее детство, когда ребенка тесно зажимали в какие-то определенные рамки дисциплины. Люди, находящиеся под постоянным давлением мнимых обязательств, гипертрофированного чувства долга, боятся нарушить заведенный
Из книги Психология воли автора Ильин Евгений ПавловичУпражнения-игры, направленные на формирование самостоятельности в принятии решений и выполнение принятого задания Ниже предлагается развернутая система игр и логических задач, способствующих развитию самостоятельности (осознанной произвольности) при выполнении
Из книги Еврейские дети любят свою маму автора Рабинович СлаваГлава семнадцатая. ОБРЕТЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ Родители сознательно или неосознано с самого рождения учат детей, как себя вести, о чем думать, что чувствовать и воспринимать. Освободиться от этого влияния нелегко, потому что оно глубоко укоренилось и совершенно
Из книги Полезная книга для мамы и папы автора Скачкова Ксения11.6. Нарушения в развитии волевой сферы у умственно отсталых детей и детей с задержками психического развития Отклонения в развитии волевой сферы у детей с умственной недостаточностью были выявлены во многих исследованиях (Э. Я. Альбрехт ; Л. С. Выготский ; Л. В.
Из книги Родители без границ. Секреты воспитания со всего мира автора Гросс-Ло КристинаНе решать за ребенка, научить самостоятельности Еврейская мама никогда не будет делать за ребенка то, что он сам в состоянии делать. Это тоже закон, применяемый в еврейских семьях. Не решать проблемы, чтобы те же проблемы не перешли во взрослую жизнь. Ведь жить за ребенка –
Из книги 5 методов воспитания детей автора Литвак Михаил Ефимович Из книги Донбасс в огне. Хроника необъявленной войны. Апрель – сентябрь 2014 автора Северский ВикторСовместный сон – залог будущей самостоятельности Мерет Келлер и Венди Голдберг, профессора психологии Калифорнийского университета в Ирвине, обнаружили, что дети, спавшие отдельно, действительно быстрее приобретают некоторые навыки. Они умеют засыпать без взрослых,
Из книги Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?! автора Вологодская Ольга Павловна Из книги Новая жизнь старых вещей автора Хекль Вольфганг Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторовЭтапы большого пути: начало самостоятельности Терзают наши семьи ссоры, склоки, Бурлящий их поток неиссякаем, Мы не прощаем детям те пороки, Которые им сами прививаем. Э. Севрус И дети, и родители любят друг друга. При этом мама с папой заботятся о своем малыше, стараются
Из книги автораПрекрасное чувство самостоятельности Однажды я обнаружил, что не могу послушать музыку на своем макбуке. Успех данной ремонтной операции зависел не только от отдельных механических навыков, но и от совершенно определенной последовательности действий, сравнимой
Екатерина Михайловна Пашкина
Главный врач ЦКБ г.Омска
Время на чтение: 3 минуты
А А
Последнее обновление статьи: 14.05.2019
Возраст 3–4 года является одним из важнейших периодов в развитии ребёнка. Именно в это время он учится общению со взрослыми, своими сверстниками, начинает постигать окружающий мир.
Среди психологов бытует термин «кризис трёх лет» - он проявляется в стремлении ребенка к самостоятельности, появлении у него упорства, увеличении коммуникативных качеств. Это служит сигналом к изменению взаимоотношений родителей и детей, с предоставлением для младших дошкольников больше свобод.
Ребёнок на третьем году жизни начинает активно проявлять своё «я» - он старается быть более самостоятельным, правда, не всегда имея физических способностей к этому. В этот период родителям следует всячески поддерживать детей - успешно развитая социальная способность у ребёнка трудно представляется без помощи и поддержки взрослых.Не рекомендуется излишне критиковать детей своим видом или словами проявлять нетерпение к его медленным и неумелым действиям - эта ситуация может серьёзно подорвать веру детей в их собственные силы. Следует, наоборот, уделять как можно больше внимания достижениям ребёнка, радуясь вместе с ним новым достижениям и успехам.
Самостоятельность как признак социальной адаптации
Ребёнок начинает стремиться к своей самостоятельности в результате общения со своими родителями и другими взрослыми. Только в результате совместной работы он сможет освоить новые действия и приёмы, развивая при этом свою самостоятельность на основе примеров, подаваемых родителями и беря за основу их социальное поведение.
В этот период детям, как никогда, важно участие в его развитии родителей, материнская поддержка и т. д.
По достижению 3–4 лет у детей начинает активно развиваться потребность коммуникативных взаимодействий с родителями. Это проявляется в многочисленных вопросах, задаваемых детьми - в этом возрасте их начинает интересовать абсолютно все, что имеет хоть малейшее социальное значение.
Взрослые, со своей стороны, должны всячески поощрять стремление детей к познанию окружающего мира, выражаемого в наблюдении, сравнении и выявлении свойства различных предметов. Параллельно этому у детей происходит социальное развитие - они учатся общению как с другими взрослыми, так и с членами семьи. Взрослые вместе с детьми должны искренне радоваться новым открытиям, задавать ребёнку новые вопросы, побуждающие к новым открытиям.
Начиная с младших лет, ребёнок начинает проявлять повышенный интерес к своим сверстникам - следует уделить особое внимание его увеличенной потребности в коммуникативных контактах, направляя его в сторону повышения доброжелательности и отзывчивости, являющимися основными положительными факторами, влияющими на его социальное развитие. Чтобы научить ребёнка тонко чувствовать настроение и чувства посторонних, следует развить в нём способность переживания близким - его родителям, воспитателя, сверстникам и т. п.Именно от умения родителей правильно передавать детям свои чувства и способности вызвать эмоциональный отклик у ребёнка является необходимым условием для дальнейшего социального развития. Именно благодаря этому ребёнок научится сопереживать, поймёт, что не все его действия вызывают одобрение окружающих, почувствует разницу между «можно» и «нельзя». Разовьётся способность действовать в зависимости от того, как это требует сложившаяся ситуация, а не первые эмоциональные побуждения. Поэтому очень важно показывать детям положительный пример гуманных и добрых отношений:
- научить ребёнка, как можно утешить обиженного человека;
- объяснить ему, почему необходимо делиться и угощать посторонних;
- научить его помогать людям и радовать в трудную минуту.
Именно влияние и пример родителей поможет детям определять в мимике и жестах людей ту или иную эмоцию, и своим примерам показывая верное реагирование, как того требует ситуация. Одобрение поведения ребёнка со стороны взрослых положительно сказывается на стремлении детей, направленном на социальное развитие, повышает самооценку, которая начинает высоко цениться ребёнком.
Следует помнить, что ребёнок младшего возраста скорее практик, а не теоретик - именно опыт, приобретённый в результате коммуникативных взаимодействий с другими людьми и связанная с ним ситуация запоминается и усваивается им намного лучше, чем объяснения воспитателей или родителей.
Влияние активности на общительность
К концу третьего года жизни дети начинают проявлять новые черты характера, выражающие их индивидуальность и позволяющие отличать их от сверстников. Существенно возрастает физическая активность, возникает острая потребность к подвижным играм и постоянным физическим действиям. В случае неудовлетворения потребностей дети становятся слишком капризными, легко перевозбуждаются и нередко происходит ситуация, когда они не слушают взрослых.
Также среди особенностей дошкольников выделяется высокая возбудимость и почти полное отсутствие тормозных процессов, и для компенсации необходима регулярная смена занятий. Это существенно поможет детям дошкольного возраста успокоиться и восстановить свои силы.
По мере взросления дошкольников увеличивается их коммуникативное стремление к сверстникам - появляется необходимость в длинных и содержательных разговорах. Со временем продолжительность коммуникативных контактов увеличивается, и они становятся существенно активней.
Следует уделить повышенное внимание детям, испытывающим трудности в общении, ввиду собственной застенчивости или повышенной агрессивности - ситуация, когда происходит затруднения к реализации коммуникативных потребностей детей, может стать причиной развития личностной деформации в будущем. При подобных проявлениях взрослым необходимо тщательно проанализировать причины возникновения проблемы и искать безболезненные способы коррекции поведения.
Общение дошкольников со взрослыми
Развитие коммуникативных способностей устраивает и отношение ребёнка ко взрослым - дети начинают испытывать потребность к интеллектуальным и познавательным разговорам, и самым частым словом, произносимым ребёнком становится «почему». Со стороны родителей будет огромной ошибкой уходить от ответа, пытаться не замечать его вопросы или отвечать с заметным признаком раздражения и неудовольствия - дети в этом возрасте уже замечают проявления эмоций, и подобное отношение может негативно отразиться на их дальнейшем развитии. Искренняя доброжелательность и заинтересованность взрослого, попытка построения разговора «на равных» не только позволит ребёнку лучше уяснить ответ на вопрос, но и разовьёт у него чувство доверия и уважения ко взрослым.
Практика показывает, что среди дошкольников, не получающих должного внимания, большая часть проявляет все признаки замкнутости, упрямства и непослушания.
Дети этого возраста отличаются высокой активностью, что открывает для них новые возможности и позволяет проявить свою индивидуальность.
- У дошкольников наблюдается развитие повышенного интереса к подвижным играм, которые становятся основной формой организации их жизнедеятельности.
- Дети начинают проявлять интерес к общепринятым правилам. Именно в этом возрасте от них начинают поступать жалобы на поведение других взрослых или сверстников, если ими была заменена подобная ситуация. Это свидетельствует о том, что ребёнок уже смог принять общепринятые правила, и ситуация с их нарушением рассматривается им как что-то нехорошее, и требующее обязательного вмешательства со стороны взрослых. Для него очень важно будет получить от старших подтверждение своей правоты, и потому нелишним будет обсудить с ребёнком случившееся, попутно разъясняя ему повторно о недопустимости подобного поведения с его стороны.
- Дети дошкольного возраста отличаются высокой эмоциональностью и непосредственностью. Они ещё не умеют скрывать свои чувства, поэтому взрослым следует обучать ребёнка основным правилам коммуникативных контактов.
- В этом возрасте следует уделить особое внимание развитию эстетического чувства у ребёнка - это может быть обучение основам музыки, живописи и пр.
- Родителям ежедневно должно находиться время я интеллектуального провождения со своим ребёнком - это может быть чтение книг, прослушивание музыки, рассказывание историй или сказок и пр.
Только доверительное и заботливое отношение к ребёнку, позволяющее ему почувствовать себя на равных со взрослыми, способствует развитию коммуникативных способностей, что, в свою очередь, является залогом полноценного и всестороннего развития ребёнка.
Читайте далее: Свадебные и вечерние