Презентация на тему семья и брак. Презентация "Семья и брак" презентация к уроку по обществознанию (11 класс) на тему

Семья - основной социальный институт,
способствующий удовлетворению
важнейших человеческих потребностей, в
первую очередь, воспроизведение самого
человека.
Семья - малая социальная группа,
основанная на браке или кровном родстве,
связана личностными отношениями,
общностью быта и взаимной
ответственностью.

Функции семьи:
- репродуктивная - биологическое воспроизводство населения;
- социализации личности - является первичным агентом
социализации, под ее влиянием формируется личность;
- хозяйственно-бытовая - ведение домашнего хозяйства, уход за
детьми и нетрудоспособными членами семьи;
- экономическая - накопление и передача собственности,
материальная поддержка членов семьи;
- социально-статусная - наделение человека наследственным
статусом, например, национальность, принадлежность к
определенной династии, сословию;
- психологическая - оказание эмоциональной поддержки членам
семьи;
- защитная - физическая, экономическая, психологическая защита
членов семьи;
- духовно-нравственная - личностное развитие членов семьи;
- досуговая - организация рационального досуга, семейный отдых.

Классификация семейных структур:

Моногамные семьи основаны на браке
одного мужчины с одной женщиной.
Полигамные - множественный брак,
бывает двух видов:
полигиния - брак одного мужчины с
несколькими женщинами (гарем);
полиандрия - брак одной женщины с
несколькими мужчинами.

Патрилинеальные семьи - наследование
фамилии, имущества и социального
положения ведется по отцу,
матрилинеальные - по матери.

Патриархальные семьи - главой является
отец;
матриархальные - наивысшим авторитетом и
влиянием пользуется мать;
партнерские - супруги равноправны,
рациональное распределение обязанностей.
Нуклеарные - состоящие из супружеской пары
и зависящих от них несовершеннолетних детей.
Расширенные - совместное проживание
нескольких поколений родственников
(родители, дети, бабушки, дедушки, тети,
племянники).

Бездетные, малодетные, многодетные
(трое и более детей). Авторитарные
(основаны на жестком авторитете
родителей), либеральные (строятся на
самоопределении личности, независимо от
привычек, обычаев), демократические
(основаны на равноправном участии всех
членов семьи в решении важнейших
семейных вопросов).

С институтом семьи тесно связан другой общественный институт - институт брака, чаще всего именно брачная пара составляет основу

С институтом семьи тесно связан другой
общественный институт - институт брака,
чаще всего именно брачная пара составляет
основу семьи.
В социологии брак - исторически изменяющаяся социальная
форма отношений между мужчиной и женщиной,
упорядочивающая половые отношения.
В юридическом смысле брак - добровольный и свободный
союз женщины и мужчины, заключенный в установленном
законом порядке, направленный на создание семьи и
порождающий взаимные личные, а также имущественные
права и обязанности супругов.
В соответствии с Семейным кодексом РФ признается
только юридически оформленный, заключенный и
зарегистрированный в органах записи актов
гражданского состояния брак.

Условия, необходимые для заключения брака:

а) взаимное добровольное согласие вступающих в
брак;
б) личное участие в подаче заявления, регистрации
брака;
в) достижение брачного возраста, т. е. 18 лет; при
наличии уважительных причин (беременность
невесты) по просьбе брачующихся брачный возраст
может быть снижен до 16 лет, в некоторых субъектах
РФ, например, в Ростовской области, возможно
вступление в брак с 14 лет. Для несовершеннолетних
обязательно письменное согласие родителей, либо
лиц, их заменяющих;

г) ни один из вступающих в брак не должен
быть признанным судом недееспособным
вследствие психического расстройства;
д) отсутствие другого зарегистрированного
брака у лиц, вступающих в брак;
е) отсутствие близкого родства между
лицами, вступающими в брак. Запрещен
брак между родителями и детьми, внуками
и дедушками, бабушками, между родными
братьями и сестрами, между
усыновленными и усыновителями.

Заключение брака производится по
истечении месяца со дня подачи
заявления. При наличии уважительных
обстоятельств, брак может быть заключен в
день подачи заявления.
Государственная регистрация брака
производится любым органом записи
актов гражданского состояния на
территории РФ по выбору лиц, вступающих
в брак.

Основания признания брака недействительным:

а) несоблюдение лицами, вступившими в
брак, установленных законом условий его
заключения;
б) сокрытие лицом, вступающим в брак,
наличия венерической болезни или ВИЧинфекции;
в) заключение фиктивного брака, т.е. без
намерения создать семью.

Основаниями прекращения брака являются
смерть или объявление одного из супругов
умершим, а также расторжение брака в
установленном законом порядке.

Существует два порядка расторжения брака:

В органах записи актов гражданского состояния
(упрощенный порядок)
1) при взаимном согласии на расторжение брака
супругов, не имеющих общих несовершеннолетних
детей;
2) по заявлению одного из супругов, если другой
супруг признан судом безвестно отсутствующим,
недееспособным или осужденным за совершение
преступления к лишению свободы на срок свыше
трех лет.
Расторжение брака в этих случаях производится
независимо от наличия у супругов общих
несовершеннолетних детей.

В суде

1) в случае возникновения споров между супругами
при расторжении брака в органах ЗАГСА (например,
о разделе имущества) таковые рассматриваются
судом;
2) при наличии у супругов общих
несовершеннолетних детей, за исключением
отмеченных выше случаев;
3) при отсутствии согласия одного из супругов на
расторжение брака;
4) если один из супругов уклоняется от расторжения
брака в органах загса, хотя и не возражает против
такого расторжения (например, отказывается
подать соответствующее заявление и т. п.).

Законом установлен ряд ограничений прав
мужа на предъявление требований о
расторжении брака (в частности, он не
имеет права без согласия жены возбуждать
дело о расторжении брака во время
беременности жены и в течение года после
рождения ребенка).

СЕМЬЯСоциальный
институт
Семья - это:
Удовлетворение
важных потребностей
Способ сохранения и
передачи культурных
ценностей
Обеспечивает
воспроизводство рода
Малая социальная
группа
Семья – это
социальная общность,
члены которой
связаны брачными
узами, родственными
отношениями, общим
бытом, взаимной
ответственностью.

Семья – это союз людей,
объединенных:
поддержкой
любовью
взаимовыручкой
заботой друг
о друге
ответственностью

Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л. Моргану):

первобытное состояние
(неупорядоченные половые
связи);
кровно - родственная семья
(супружеские отношения
исключались лишь между
предками и потомками,
родителями и детьми);
парная (моногамная) семья
(устанавливается
единобрачие)
парная демократическая,
патриархальная или
традиционная

Функции семьи

это деятельность семьи,
имеющая определенные
социальные последствия.

Репродуктивная

функция
связана с
биологическим
воспроизводств
ом членов
общества.

Воспитательная

новое поколение,
приходящее на смену
старому, должно
освоить социальные
роли, получить багаж
накопленных знаний,
опыта, моральных и
других ценностей

Хозяйственно-экономическая

ведение домашнего
хозяйства и семейного
бюджета;
организация семейного
потребления
проблема
распределения
домашнего труда;
поддержка и опека над
престарелым и
инвалидами.

Эмоционально-психологическая

Эмоциональнопсихологическая
семья помогает человеку
обрести спокойствие и
уверенность,
создает чувство
безопасности и
психологического
комфорта,
обеспечивает
эмоциональную
поддержку и сохранение
общего жизненного
тонуса

Рекреационная

включает в
себя духовноэстетические
моменты, в том
числе и
организацию
проведения
свободного
времени.

Социально-статусная

семья предоставляет
своим членам
социальный статус,
способствуя тем
самым
воспроизводству
социальной
структуры общества

ЗАЩИТНАЯ

включает
физическую,
экономическую и
психологическую
защиту членов
семьи

Виды семей

По количеству детей:
малодетные (1-2 ребенка),
среднедетные (3-4 ребенка)
многодетные семьи (5 и более детей).

Виды семей: по составу

Моногамное супружество
представляет собой брак одного
мужчины с одной женщиной:
Нуклеарные (супруги с детьми)
Расширенные (супруги, дети,
родственники)
Репродуктивные (родители и
несовершеннолетние дети)
Ориентационные (родители;
взрослые дети отделились и
имеют свои семьи

Виды семей: по составу

Полигамное
супружество - брак
одного супруга с
несколькими лицами
противоположного
пола:
полигиния - брак
одного мужчины с
несколькими
женщинами
полиандрия - брак
одной женщины с
несколькими мужчинами

Виды семей: по родословной линии

В патрилинеальных семьях


по отцу,
в матрилинеальных семьях -
наследование фамилии, имущества
и социального положения ведется
по матери;

Виды семей: по главенству

В патриархальных семьях
главой является отец,
в матриархальных семьях -
наивысшим авторитетом и
влиянием пользуется мать.

Виды семей: по статусу

в гомогенных семьях супруги являются
выходцами из одной социальной страты,
в гетерогенных они происходят из разных
социальных групп, каст, классов;
в гамогамных семьях национальность,

схожи
в гетерогамных семьях национальность,
профессия, возраст, образование членов семьи
различны

Виды семей: по распределению домашних обязанностей

Партнерские (эгалитарные): равное
распределение обязанностей, совместное
управление семьей
Эксплуататорские: женщина участвует
в общественном труде, домашние
обязанности тоже на женщине
Традиционные: четкое распределение
мужских и женских обязанностей,
зависимость женщины от мужчины

Виды семей: по типу воспитания

Авторитарные: основаны на
авторитете главы семьи и
безоговорочном выполнении его
требований
Либеральные: интересы личности
превыше всего, не зависят от традиций
Демократические: сотрудничество
детей и родителей

Полные и неполные семьи

Семьи, где по каким-либо причинам
отсутствует один из родителей или
родительское поколение, а дети
живут с бабушками-дедушками).

Причины увеличения неполных семей

изменение моральных норм в области
взаимоотношений полов;
распространение добрачных связей,
изменение традиционных ролей
(семейных) мужчины и женщины;
утрата семьей своей производственной
функции;
неподготовленность молодежи к браку;
завышенные требования по отношению к
брачному партнеру;
алкоголизм и наркомания.

Задания для закрепления:

Семья Л. состоит из шести
человек: отец, мать, четверо
детей. В семье нет четкого
разделения обязанностей по
гендерному признаку. Если муж
приходит домой раньше жены,
то он готовит ужин, кормит
детей, укладывает их спать.

Проблемы современной семьи

Задание классу:
Современные ученые
говорят о кризисе
семейных отношений.
Как вы думаете в чем
причины?

Кризис семьи проявляется:

в росте числа разводов;
в увеличении количества добрачных
и внебрачных детей;
во взаимном отчуждении членов
семьи;
в ослаблении воспитательного
воздействия родителей на детей;
в увеличении числа неполных семей.

БРАК – это

добровольный союз мужчины и
женщины с целью создания семьи

Виды брака

ФАКТИЧЕСКИЙ
ГРАЖДАНСКИЙ
ЮРИДИЧЕСКИЙ
ЦЕРКОВНЫЙ

Стили воспитания

диктат
опека
сотрудничество
невмешательство

Стили воспитания

Диктат в семье характеризуется:
стремлением старших максимально подчинить своему
влиянию младших.
Инициатива детей всячески пресекается.
Родители жестко добиваются исполнения своих
требований, стремясь полностью контролировать
поведение, интересы и даже желания детей.
Но требования, не оправданные педагогически и
нравственно, вызывают у детей отчуждение от
старших, враждебность по отношению к окружающим,
протест и агрессию, зачастую вместе с апатией и
пассивностью.

Стили воспитания

Опека в семье - это система
отношений, при которых:
родители, обеспечивая удовлетворение
потребностей,
ограждают его от всех забот, усилий и трудностей,
принимая их на себя.
родители создают своим детям «оранжерейные»
условия, блокируя негативное влияние внесемейной
среды и вместе с тем мешая детям готовиться к
реальной жизни за порогом родного дома.
Именно эти дети оказываются наименее
приспособленными к жизни в коллективе

Стили воспитания

Невмешательство - система
межличностных отношений в семье,
строящаяся на:
признании возможности и даже
целесообразности независимого
существования взрослых и детей.
Предполагается, что в семье как бы
сосуществуют два мира: взрослые и дети, и
ни тем ни другим не следует переходить
намеченную таким образом линию

Стили воспитания

Сотрудничество характеризуется:
стремлением старших установить теплые отношения с
младшими,
привлекать их к решению проблем, поощрять
инициативу и самостоятельность.
Старшие, устанавливая правила и более или менее
твердо проводя их в жизнь, не считают себя
непогрешимыми и объясняют мотивы своих
требований, поощряют их обсуждение младшими;
в младших ценится как послушание, так и
независимость.
Такой стиль способствует воспитанию
самостоятельности, ответственности, активности,
дружелюбия, терпимости.

Вопросы для закрепления:

Разъясните мысль
Л.Н.Толстого о том, что все
счастливые семьи похожи
друг на друга, а каждая
несчастливая семья
несчастлива по-своему.

Семья и брак принадлежат к числу тех явлений, интерес к которым всегда носит устойчивый и массовый характер. Семья – очень сложное, многослойное социальное образование, пронизывающее все стороны социальной структуры общества. Поэтому, какой бы стороны социальной жизни общества мы не касались (социологии воспитания, образования, политики, права), мы обязательно затрагиваем интересы семьи. Без анализа института семьи мы не сможем провести ни одно фундаментальное социологическое исследование в области социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности и демографических изменений.








Основные функции, которые выполняет социальный институт: 1) создает возможность членам этого И. удовлетворять свои потребности и интересы; 2) регулирует действия членов общества в рамках социальных отношений; 3) обеспечивает устойчивость общественной жизни; 4) обеспечивает интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов; 5) осуществляет социальный контроль.






Иными словами, брак - это контракт, который заключается тремя сторонами - мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата - дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни.




Во многих обществах государство берет на себя не только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической взаимной опеки. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.




В традиционном обществе родство – основная форма социальной организации. В современном обществе оно перестало быть таковой, а семья не только выделилась из системы родства, но и все больше изолируется от нее. Большинство современных людей не знают по имени своих дальних родственников (троюродных братьев, тетушек и т.д.).


Структура родства обычно изображается в виде «фамильного древа». Ближайших родственников может быть только семь: мать, отец, брат, сестра, супруг, дочь, сын. Дальние родственники делятся на двоюродных и троюродных. Двоюродных родственников может быть не более 33. Они ранжируются по степени родства начиная от тещи и заканчивая племянником.








Полагают, что из- за неустойчивости в то время брачных связей и трудности устан овления отцовства наибольшее распространение вначале получил счет родства по материнской линии (материнский род), который позже сменился патрилинейным родством (отцовским родом).










В зависимости от размеров и структуры брачной группы различают: МОНОГАМИЮ (брачный союз одного мужчины и одной женщины) 1. пожизненная моногамия; 2. моногамия, допускающая развод (легко разводимый брак); 3. парная семья. ПОЛИГАМИЮ (брачный союз более чем двух партнеров). 1. ПОЛИГИНИЯ (многоженство), 2. ПОЛИАНДРИЯ (многомужество), 3. а так же различные группы группового брака.




В зависимости от места жительства супругов различают брак ПАТРИЛОКАЛЬНЫЙ (супруги живут у родителей мужа), МАТРИЛОКАЛЬНЫЙ (супруги живут у родителей жены), ДИСЛОКАЛЬНЫЙ (супруги живут врозь, каждый со своими кровными родственниками) УНИЛОКАЛЬНЫЙ (супруги живут вместе, отдельно от родственников).




В зависимости от степени родства различают семью КРОВНОРОДСТВЕННУЮ и СУПРУЖЕСКУЮ. В зависимости от количества поколений в семье различают семью НУКЛЕАРНУЮ (включает в себя только два поколения – Родителей-супругов и их детей) и РАСШИРЕННУЮ. По числу родителей – ПОЛНАЯ и НЕПОЛНАЯ. По числу детей – БЕЗДЕТНАЯ, ОДНОДЕТНАЯ, МНОГОДЕТНАЯ).




Различают 6 типов отношений к детям: 1. ИНФОНТИЦИДНЫЙ – детоубийство, насилие (с древности до IV в. н.э.); 2. БРОСАЮЩИЙ – детей отдают кормилице, в чужую семью, в монастырь (IV – ХVII вв.); 3. АМБИВАЛЕНТНЫЙ – дети не считаются полноправными членами семьи, им отказывают в самостоятельности, индивидуальности, «лепят» по «образы и подобию», в случае сопротивления жестоко наказывают (ХIV – ХVII вв.); 4. НАВЯЗЧИВЫЙ – ребенок становится ближе родителям, его поведение жестко регламентируется, внутренний мир контролируется (ХVIII в.); 5. СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЙ – усилия детей направлены на подготовку к самостоятельной жизни, формирование характера, ребенок для них объект воспитания и обучения (ХIХ – н. ХХ вв.); 6. ПОМОГАЮЩИЙ – родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка с учетом его склонностей и способностей, наладить эмоциональный контакт (середина ХХ в. – настоящее время).



Специфические функции вытекают из сущности семьи и остаются неизменными, пока существует институт семьи. Репродуктивная (производство детей и воспроизводство самого человека); Функция социализации (воспитание детей); Экономическая (социальное производство средств к жизни, ведение собственного домашнего хозяйства, присутствие личного бюджета).


Неспецифическими называют такие функции, выполнять которые семья оказывается принужденной в определенных исторических обстоятельствах. Неспецифические функции семьи связаны с накапливанием и передачей имущества, статуса, организацией отдыха и занятий, с опекой о здоровье, а также о благополучии совершенно всех членов семьи и т.д.



Брак и семья

Выполнила: учитель начальных классов С.О. Корчагина


  • Семья – это малая социальная группа, основанная на браке мужчины и женщины.
  • Брак – это семейный союз мужчины и женщины, основанный на их правилах и обязанностях по отношению друг к другу и детям.

Своеобразие семьи заключается в том, что она одновременно представляет собой и общественный институт, и малую социальную группу. Семья - это не сумма двух или более личностей, а особое образование с новыми качествами. Различают первичную (родительскую) и вторичную (супружескую) семьи. Супружеская семья может вливаться в родительскую или обособляться от неё. Причём брак и семья - это далеко не одно и то же, как не одно и то же "состоять в браке" и "жить одной семьёй". Говоря о союзе двух, под Своим Домом понимают вовсе не квартиру, мебель и другие общие предметы домашнего обихода, которые тоже нужны, но нужны как условие существования семьи, а не её цель.


История человечества, всех составляющих её народов представляет непрерывную смену поколений. Прекращение смены поколений означает наступление конца её истории. История человеческого общества начинается и продолжается, пока люди поддерживают систему рождения и воспитания здорового поколения, способного обеспечить дальнейшее продвижение общества по пути цивилизации.

Именно семье всегда отводилась роль в воспроизводстве населения. Человек рождается в семье, растёт, воспитывается, готовится к взрослой жизни.


Культура общения между супругами

Основы культурного общения закладываются в подростковом возрасте. Первое, что должны усвоить молодые люди, прежде чем создать семью, - это разница между физическим влечением и глубокой, духовной любовью, когда избранник может стать лучшим в мире другом и когда вдвоём будет лучше, чем с кем бы то ни было.


Чтобы различные невзгоды и трудности не разрушили чувства супругов, каждый из них должен постоянно развивать в себе свои положительные качества:

  • доброжелательность
  • критическое отношение и требовательность к себе
  • заботливость
  • ответственность
  • взаимное уважение
  • культуру поведения

Факторы, характеризующие взаимоотношения супругов

Для формирования стабильных брачных отношений выделяют ряд факторов:

  • психологический
  • физический
  • физиологический
  • культурный
  • материальный

Психологический фактор

Этот фактор является основой психологической совместимости будущих супругов для формирования благополучного семейного климата. Он характеризуется родством душ, основанным на взаимной любви супругов друг к другу и к детям, стремлении постоянно заботиться друг о друге, готовности разделять и облегчать горести и печали; очень важны совместимость интересов и ценностей, общий стиль жизни.


Физический фактор

Этот фактор определяет внешнее восприятие одного человека другим (голос, манеру поведения, речь, одежду). Немаловажное значение в физическом факторе имеет увлечение супругов одними видами спорта и их отношение к физической культуре, что служит основой совместимости темпераментов, интересного проведения совместного досуга и активного отдыха.


Физиологический фактор

Этот фактор является основой совместимости и обеспечивает интимное общение любящих друг друга людей, стимулирует радости совместной жизни, способствует их духовной и физической близости.


Культурный фактор

Культурный фактор определяется соответствием интеллектуально-культурных запросов супругов и зависит от уровня их образования, вида работы, стремления к постоянному самосовершенствованию. Главную роль здесь может играть не сам уровень развития, а стремление соответствовать друг другу, жить общими интересами.


Материальный фактор

Этот фактор определяется вкладом супругов в обеспечение жизнедеятельности семьи и зависит от того, насколько важна для каждого из супругов эта сторона брака.

Супруги покупают квартиру


Функции семьи

  • Репродуктивная
  • Воспитательная
  • Экономическая
  • Досуговая

Репродуктивная функция семьи

Заключается в рождении и воспитании детей, обеспечивающее смену поколений. Качества, какими должен обладать человек, чтобы успешно реализовать эту функцию, должны быть следующими:

  • индивидуальное здоровье супругов и его влияние на здоровье ребёнка;
  • умение общаться с лицами противоположного пола, находить взаимопонимание в любых ситуациях и в любом возрасте;
  • определённые умения и навыки в ведении домашнего хозяйства: умение выполнять различные домашние работы, планировать семейный бюджет, готовить пищу и др.;
  • подготовка к воспитанию детей (подразумевает ознакомление молодых людей с ролью в воспитании своей смены, с ответственностью родителей за воспитание детей, с влиянием взаимоотношений супругов на нравственное, психологическое и эмоциональное развитие ребёнка).

Воспитательная функция

Эта функция решает задачу передачи своим детям нравственных ценностей и норм, трудовых навыков, приобщение их к окружающему миру, жизни в обществе, общению с другими людьми.


Экономическая функция

Основа этой функции семьи – её бюджет. Чтобы соотнести расходы с доходами и наиболее полно удовлетворить разумные потребности всех членов семьи, бюджет надо уметь планировать.

В молодых семьях часто причиной распада семьи является экономический фактор.


Досуговая функция

В основе этой функции лежит общность интересов супругов. Различают:

  • досуг буднего дня (предназначен для восстановления в семье духовных и физических сил, израсходованных в течение трудового дня);
  • досуг выходного дня (включает все виды деятельности, которые способствуют не только восстановлению сил, но и развитию личности, созданию резервов здоровья);
  • отпуск (благоприятное время для организации совместного отдыха для поддержания тёплых и дружеских отношений).

Оформление семейных отношений

В большинстве стран законы требуют соответствующего оформления (регистрации) брака в специальных государственных органах. В Российской Федерации законным признаётся брак, заключённый в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).


Условия и порядок заключения брака

  • Брак заключается в ЗАГСе;
  • Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак по истечении месяца со дня подачи ими заявления в ЗАГС.
  • При наличии уважительных причин ЗАГС может разрешить заключение брака до истечения месяца или увеличить этот срок не более чем на месяц.
  • При наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребёнка и др.) брак может быть заключён в день подачи заявления.
  • Для заключения брака необходимо взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.
  • Брак заключается, если оба лица из заключающих брак не состоят в другом зарегистрированном браке.
  • Брак не может быть заключён между близкими родственниками.

Минимальный брачный возраст

В РФ единый минимальный брачный возраст – 18 лет для мужчин и для женщин. Снижение брачного возраста допускается не более чем на 2 года (до 16 лет) и производится постановлением главы администрации по месту регистрации брака по просьбе лиц, вступающих в брак, согласия законных представителей – родителей, усыновителей или попечителей.

Брачный возраст может быть снижен и более чем на 2 года в виде исключения с учётом обстоятельств (беременность, рождение ребёнка и т.д.). Предельный возраст для вступления в брак не установлен.


Основной акт, регулирующий семейные отношения в РФ

В настоящее время таковым является Семейный кодекс, который был принят 29 декабря 1995 г. Федеральным законом № 223-Ф3 (введён в действие с 1 марта 1996 г.) . Согласно кодексу семейное законодательство представляет собой законодательные и иные нормативные акты, регулирующие:

  • установление порядка и условий вступления в брак;
  • возникновение личных и имущественных отношений между членами семьи: супругами, родителями и детьми, в том числе между усыновителями и усыновлёнными;
  • определение нормы и порядка устройства в семье детей, оставшихся без попечительства родителей.

Cлайд 1

Cлайд 2

Семья и брак принадлежат к числу тех явлений, интерес к которым всегда носит устойчивый и массовый характер. Семья – очень сложное, многослойное социальное образование, пронизывающее все стороны социальной структуры общества. Поэтому, какой бы стороны социальной жизни общества мы не касались (социологии воспитания, образования, политики, права), мы обязательно затрагиваем интересы семьи. Без анализа института семьи мы не сможем провести ни одно фундаментальное социологическое исследование в области социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности и демографических изменений.

Cлайд 3

СЕМЬЯ – это основанная на единой общественной деятельности общность людей, связанная узами супружества, родительства, родства, осуществляющая воспроизводство поколений и их преемственность, а так же социализацию детей и поддержку членов семьи.

Cлайд 4

Cлайд 5

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества.

Cлайд 6

Основные функции, которые выполняет социальный институт: 1) создает возможность членам этого И. удовлетворять свои потребности и интересы; 2) регулирует действия членов общества в рамках социальных отношений; 3) обеспечивает устойчивость общественной жизни; 4) обеспечивает интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов; 5) осуществляет социальный контроль.

Cлайд 7

МАЛАЯ ГРУППА – малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении друг с другом.

Cлайд 8

БРАК – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и обществу.

Cлайд 9

Иными словами, брак - это контракт, который заключается тремя сторонами - мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата - дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни.

Cлайд 10

Если брак распространяется на отношения супругов, то семья захватывает супружеские и родительские отношения.

Cлайд 11

Во многих обществах государство берет на себя не только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической взаимной опеки. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.

Cлайд 12

РОДСТВО – это совокупность людей, связанных общими предками. Наряду с кровным родством существует социальный институт «приемного родства», связанный с усыновлением и удочерением.

Cлайд 13

В традиционном обществе родство – основная форма социальной организации. В современном обществе оно перестало быть таковой, а семья не только выделилась из системы родства, но и все больше изолируется от нее. Большинство современных людей не знают по имени своих дальних родственников (троюродных братьев, тетушек и т.д.).

Cлайд 14

Структура родства обычно изображается в виде «фамильного древа». Ближайших родственников может быть только семь: мать, отец, брат, сестра, супруг, дочь, сын. Дальние родственники делятся на двоюродных и троюродных. Двоюродных родственников может быть не более 33. Они ранжируются по степени родства начиная от тещи и заканчивая племянником.

Cлайд 15

В отличие от семьи, родство не является реальной социальной общностью, т.е. совокупностью индивидов, проживающих вместе и ведущих совместное хозяйство.

Cлайд 16

Cлайд 17

Для ранних ступеней общественного развития была характерна беспорядочность половых отношений (промискуитет). С появлением родов возник групповой брак, который регулировал эти отношения.

Cлайд 18

Полагают, что из-за неустойчивости в то время брачных связей и трудности установления отцовства наибольшее распространение вначале получил счет родства по материнской линии (материнский род), который позже сменился патрилинейным родством (отцовским родом).

Cлайд 19

Через ГЕТЕРИЗМ (гинекократию) – отношения, основанные на высоком положении женщины в обществе, - проходили все народы в направлении к индивидуальному браку и семье. Дети находились в женской группе, и только повзрослев, переходили в группу к мужчинам.

Cлайд 20

Первоначально доминировала ЭНДОГАМИЯ – свободные связи внутри рода. Затем, в результате возникновения социальных «табу», ЭКЗОГАМИЯ – запрет на брак внутри рода. Табу ИНЦЕСТА – запрет на кровосмешение.

Cлайд 21

Вместе с появлением в первобытном обществе родовой организации возникает брак и семья -особые социальные институты, призванные регулировать отношения между полами, между родителями и детьми и т.д.

Cлайд 22

Cлайд 23

В зависимости от размеров и структуры брачной группы различают: МОНОГАМИЮ (брачный союз одного мужчины и одной женщины) пожизненная моногамия; моногамия, допускающая развод (легко разводимый брак); парная семья. ПОЛИГАМИЮ (брачный союз более чем двух партнеров). ПОЛИГИНИЯ (многоженство), ПОЛИАНДРИЯ (многомужество), а так же различные группы группового брака.

Cлайд 24

В зависимости от способа выбора брачного партнера различают ЭКЗОГАМНЫЙ БРАК – ЧЛЕН ГРУППЫ ОБЯЗАН ВЫБРАТЬ БРАЧНОГО ПАРТНЕРА ВНЕ СВОЕЙ ГРУППЫ (РОДА, ПЛЕМЕНИ, РАСЫ И Т.Д.). ЭНДОГАМНЫЙ БРАК – ВОЗМОЖНЫЙ ВЫБОР СУПРУГА ОГРАНИЧИВАЕТСЯ РАМКАМИ СВОЕЙ ГРУППЫ

Cлайд 25

В зависимости от места жительства супругов различают брак ПАТРИЛОКАЛЬНЫЙ (супруги живут у родителей мужа), МАТРИЛОКАЛЬНЫЙ (супруги живут у родителей жены), ДИСЛОКАЛЬНЫЙ (супруги живут врозь, каждый со своими кровными родственниками) УНИЛОКАЛЬНЫЙ (супруги живут вместе, отдельно от родственников).

Cлайд 26

Cлайд 27

В зависимости от степени родства различают семью КРОВНОРОДСТВЕННУЮ и СУПРУЖЕСКУЮ. В зависимости от количества поколений в семье различают семью НУКЛЕАРНУЮ (включает в себя только два поколения – Родителей-супругов и их детей) и РАСШИРЕННУЮ. По числу родителей – ПОЛНАЯ и НЕПОЛНАЯ. По числу детей – БЕЗДЕТНАЯ, ОДНОДЕТНАЯ, МНОГОДЕТНАЯ).

Cлайд 28

Взаимоотношения родителей и детей так же трансформировались на протяжении истории.

Cлайд 29

Различают 6 типов отношений к детям: ИНФОНТИЦИДНЫЙ – детоубийство, насилие (с древности до IV в. н.э.); БРОСАЮЩИЙ – детей отдают кормилице, в чужую семью, в монастырь (IV – ХVII вв.); АМБИВАЛЕНТНЫЙ – дети не считаются полноправными членами семьи, им отказывают в самостоятельности, индивидуальности, «лепят» по «образы и подобию», в случае сопротивления жестоко наказывают (ХIV – ХVII вв.); НАВЯЗЧИВЫЙ – ребенок становится ближе родителям, его поведение жестко регламентируется, внутренний мир контролируется (ХVIII в.); СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЙ – усилия детей направлены на подготовку к самостоятельной жизни, формирование характера, ребенок для них объект воспитания и обучения (ХIХ – н. ХХ вв.); ПОМОГАЮЩИЙ – родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка с учетом его склонностей и способностей, наладить эмоциональный контакт (середина ХХ в. – настоящее время). Короткие